- Радио Romantika

8 июня на Форуме креативного бизнеса ПМЭФ-2024 состоялась дискуссия «Медиаиндустрия в России: новый виток в развитии рынка», эксперты и представители из разных медиасфер отвечали на вопросы модератора сессии — Александра Цыпкина. Спикеры обсудили, как сегодня чувствует себя индустрия и испытывает ли финансовые трудности, а также назвали ключевые тренды развития медиарынка в ближайшие три года. 

«Не так давно, в одной из социальных сетей мне попался забавный пост. Молодой блогер написал: вот бы придумать такую видеоплатформу, где не ты выбираешь, что смотреть, а за тебя выбирают, и выстраивают программы по порядку. В комментариях ему тут же ответили: „Поздравляем! Ты придумал телевидение в 2024!“», — рассказала Голубева.  

Линейное телерадиовещание сегодня не только остается самым охватным каналом коммуникации, но и кредит доверия аудитории, прежде всего, благодаря профессионализму менеджмента и редакций — в последнее время позитивно-стабилен. Кроме того, телеканалы и радиостанции используют новые инструменты для контактов со своей лояльной и абсолютно новой аудиторией. А блогеры и целые редакции Telegram-каналов стремятся подкрепить интерес именно за счет участия в телешоу.  

Мнение о том, что ТВ по-прежнему востребовано аудиторией, подтвердила и генеральный директор группы компаний «МЕДИА1» Мария Комарова. По ее словам, относительно линейного телесмотрения есть снижение показателя, но общее потребление телевизионного контента растет от года к году, просто его смотрят на разных площадках.

Юлия Голубева рассказала еще об одном важном игроке медиарынка, которого два года назад почти списывали со счетов, — радио. В прошлом году, по оценкам АКАР, рост рекламного рынка радио составил 32% и стал «черным лебедем» медиаиндустрии 2023 года. По оценкам экспертов, динамика в первом квартале 2024 года достигла порядка 40%

Рост на рекламном рынке радио связан в том числе со значительными изменениями с точки зрения потребления радийного контента на альтернативных платформах. Ежемесячная аудитория радио составляет 86% населения России*. 39% из них слушают радио в том числе через интернет. Через умную колонку радио слушают 8 млн человек — это на 26% больше, чем в предыдущем году**.

«Неоспоримый опыт и профессионализм вместе со способностью адаптироваться и использовать новые инструменты — это позволяет СМИ „на новом витке развития рынка“ сохранить и лидерство, и коммерческую привлекательность», — резюмировала Юлия Голубева.  

Спикеры также затронули тему ключевых трендов медиаотрасли в ближайшие годы. Заместитель генерального директора «Газпром-Медиа» уверена, что потребление видеоконтента не снизится, но станет более избирательным и осознанным.  «Осознанное потребление, — тренд из сферы потребительских товаров и услуг, может стать определяющим и в медиа потреблении». Около четырех часов в сутки — среднее количество времени, которое россиянин сегодня тратит на просмотр видеоконтента — это может быть и ТВ, контент в интернете, короткие видео в соцсетях. Вряд ли среднее время будет увеличиваться, но выбор того, что смотреть — будет во многом определяться ценностными ориентирами», — говорит Юлия Голубева.
 
Такой же тренд выделил и главный редактор журнала «Правила жизни» Трифон Бебутов. Мы сейчас подходим к осознанному потреблению контента. Желание соприкоснуться с чем-то аналоговым, потрогать бумагу, посмотреть съемку и вообще подержать в руках какой-то реальный продукт выступает терапевтическим эффектом в мире, который полон самых разных новостей, считает он. 

Коллег дополнила шеф-редактор журнала The Symbol Дарья Халфина. выразив надежду, что люди будут продолжать читать более информативный контент и лонгриды.  

Издатель медиапроекта «Сноб» Марина Геворкян считает, что индустрия переживает ренессанс печати. Во многом это связано с попыткой людей уйти от токсичности диджитал. 
Рынок перенасыщен контентом, и через три года в медиаиндустрии будет всего топ 2 онлайн-платформы с большим отрывом и 3-4 нишевых, убежден директор по стратегии «Национальной медиа группы» Дмитрий Пашутин.

Генеральный директор Independent Media Наталья Веснина видит среди ключевых трендов создание новых форматов, но сохранение высокого интереса к качественному контенту. Аудитория заинтересована в позитивном контенте, отметила руководитель международных проектов TV BRICS Евгения Толстогузова. По мнению главного редактора PEOPLETALK Ксении Аносовой, среди главных трендов — увеличение объема рекламного рынка в диджитал, развитие собственных брендов внутри медиа и тренд на офлайн-формат.

«Газпром-Медиа Холдинг» — генеральный медиапартнер ПМЭФ-2024.

*Mediascope, Radio Index – Россия 100+, октябрь 2023-март 2024, 12+.
** Mediascope, Radio Index – Россия 100+, октябрь 2023-март 2024/октябрь 2022-март 2023, 12+.